ФОТОКОНКУРС
Рейтинг@Mail.ru
 
РУБРИКА АННЫ ЛЕМЕШ
ПОГОВОРИМ О ФОТОГРАФИИ
 

СТАТЬИ:
Фотография в стиле glamour NEW
Компьютерное искусство NEW
Искусство видеть
О статике и динамике фотоснимка
"Золотые" линии в пространстве фотокадра, или правило трех третей.


Искусство видеть

Зорко лишь сердце, самого главного глазами не увидишь...

Как это не парадоксально звучит, но эта известная цитата удивительно точно характеризует искусство фотографии. Ведь чтобы понять, о чем говорит фото нужно активизировать не только зрение...

В силу того, что именно фото гораздо ближе к человеческой реальности и точнее передает ее различные аспекты, нежели иные виды искусства, то зачастую возникает заблуждение, что фото лишено какой-либо поэтики и смысловой нагрузки. Корни этого заблуждения уходят в те далекие времена, когда фото было явлением новым, необычным и воспринималось как грубое копирование портретной живописи. Но время изменило все...

На сегодняшний день фото занимает достойное место среди других видов искусств, однако нелестный имидж все еще имеет место быть. Но все же художественное фото всегда о чем-то говорит. Или шепчет... И только чуткий и внимательный зритель способен услышать его голос, тем самым проникнуть в суть иной реальности, иного мира. Так что станем чуть-чуть философами, чуть-чуть психологами. Будем размышлять. Будем вглядываться...

Искусствовед, фотохудожник
Анна Лемеш
Вопросы, идеи, пожелания шлите по e-mail
lemana@yandex.ru

<Обсудим на форуме>

Фотография в стиле glamour

"Digital Camera Photo & Video" - № 37 (февраль 2006)
Портрет, который льстит персонажу
Андрей Чекановский



Если задаться целью выяснить, какой жанр фотографии на сегодняшний день по численности и распространенности занимает лидирующие позиции, то, вероятно, уже при первом обзоре первенство окажется  за гламуром. Современному человеку это слово знакомо не понаслышке, так как  гламурные  фотографии  виднеются  везде и всюду: на рекламных щитах, по телевидению;  гламуром переполнены глянцевые издания, кафе и бары, ночные клубы.   Многие интуитивно понимают, что такое гламур, но редко кто может  дать более-менее внятное определение этому понятию. Если определение таких жанров как, например, портрет, пейзаж, ню, не вызывает затруднений и укладывается в несколько  кратких предложений, то гламур рассыпается в шквале ярких эпитетов. Вот приблизительный перечень услышанных в результате краткого опроса определений:  шик, роскошь, красота, ухоженность, блеск, эротизм, сексуальность, шарм, очарование… И это не полный список.  Можно даже сделать вывод,  что гламур -  это скорее не жанр, а некая аура, настроение,  которое охватило современность в последние 3 десятилетия.
Гламур, как стиль, действительно сложно поддается четкому определению. Но попытаться все-таки стоит.


фото: Алексей Пищикевич
Гламур - от английского glamour : шарм, чары, волшебство, обаяние, романтический ореол, привлекательность, в разговорной речи употребляется  в значении  роскошь, шик.  Зародился, очевидно, в Голливуде в 1920–30-х годах с активным распространением кинематографа и популярностью известных кинозвезд. Свою роль сыграли и многочисленные глянцевые издания и активное развитие рекламы. На первых гламурных фотографиях изображались томные, манерные дамочки в декольтированных платьях, высоких перчатках и открытых туфлях на шпильках. Вспомним, например, известные фотографии Мерлин Монро.
Сегодня же гламур куда как более разнороден. На гламурной фотографии модель может изображаться как во всю стать, так и отдельными фрагментами (гламурный портрет, гламурные ноги и т.д.). Одета девушка может быть в вечернее платье или спортивный костюм, в сексуальное белье или купальник, в мокрую футболку или топлесс. По стилю – это может быть как жесткая сексуальность с элементами фашистской эстетики или с присутствием опасных рептилий или животных, так  и милая романтика  в ореоле гротеска и волшебства (см. фотографии Елены Черненко) То, каким получится гламур -  зависит от авторского взгляда самого фотографа.  Ведь каждый понимает его по-своему.  Вот что говорит по этому поводу Глеб Кутуков, основатель и владелец одного  авторитетного  фотосайта: 
«По-моему, понятие гламур включает в себя для каждого человека что-то свое. То есть, определение понятия "гламур" как "шик" или "шикарно" для всех абсолютно разное. Кому-то нравится деревенская девушка на морозе и большие розочки на ее кофточке (чем не гламур?).
Я попытаюсь обьяснить понятие "гламур" со своей точки зрения. В моем понятии "гламур"-  это шикарная женщина в шикарном интерьере. И необязательно раздетая. Для меня важно все - как лежит косметика на ее лице (если она есть), белье (если оно видно), диван, на котором она сидит, стена (фон), картины на стене, аксессуары (сумочка, очки, перчатки - все должно быть идеально). Может быть, я слишком уж серьезно подхожу к этой теме, но я четко различаю очки Cartier за 1500 долларов и ремни S.T.Dupont за 500 долларов от их поддельных собратьев. То есть шикарная женщина в шикарном же интерьере не будет для меня выглядеть гламурно, если в ней что-то будет не идеально. Люди, которые не различают подобных тонкостей, конечно же видят гламур по-другому».
 

фото: Peter Richardson

В современном словаре Вебстера гламур определяется как -
 "ускользающая, загадочно-волнующая и зачастую иллюзорная привлекательность, которая будоражит воображение и разжигает вкус к необычному, неожиданному, красочному или экзотическому..."

 "странно-соблазнительная атмосфера романтического волшебства, околдовывающего, непостижимого, неодолимо-магнетического очарования; личное очарование в сочетании с необыкновенной физической и сексуальной привлекательностью".

-  нет слов, одни эмоции…
-  это шикарная красота и  зовущая сексуальность
-  идеализированный мир мечтаний и  фантазий, воплощенных на  глянцевой картинке 
-  красивая модель и отличное качество снимка
 
                                                                                  
Из опроса «что в вашем понимании означает  гламурная фотография?»


фото: Елена Черненко

Но вопрос состоит не только в проблематичности определения жанра. Сложность также заключается в размытости границ между гламуром и подобными ему направлениями:  фэшн, ню (он же и акт).  Для многих все эти термины являются синонимами одного и того же понятия, но это - заблуждение.

Фэшн (fashion) –  это фотография  высокой моды, то есть моделей, дорогих вещей известных марок  и дизайнеров для журналов мод. Фэшн-фотография внешне может не особо отличаться от гламурной – и там и здесь есть красивая модель,  интересный фон, роскошные аксессуары. Различие заключается в самом назначении и цели изображения. В фэшн-фотографии акцент делается на  одежде, а красивая модель лишь усиливает привлекательность костюма, демонстрируя «товар лицом».  Гламурная же фотография концентрирует внимание зрителя на модели, а одежда и детали фона способствуют умножению ее привлекательности.


Ню (nude) –  жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного  женского тела представления о красоте, ценности чувственного земного бытия. Может быть двух видов:

 художественная обнажённая съёмка (art nude) –   обнажённая натура изображается тонко и  артистично, очень часто в черно-белом варианте и с акцентом на светотеневом рисунке. Здесь имеют место такие настроения, как драматизм, мистичность и пр.

 эротическая обнажённая съёмка (erotic nude) – в отличии от художественной, призвана затронуть не высокие струны человеческой души, а привлечь внимание и вызвать сексуальное желание показом красивой обнажённой натуры


фото: Елена Черненко

Гламур (glamour) -  Главным здесь является то, что фокус делается на самой модели, её внешости , а не на настроении, наряде или обстановке. Обычно интерьер,  детали фона, аксессуары и одежда являются своего рода усилителями  красоты и шарма  модели. Съёмка может быть как в одежде, так и с небольшим количеством одежды, а также и совсем без неё. Поэтому можно вывести направления (подразделения) жанра: эротический гламур, который тяготеет к ню и неэротический, который тяготеет к фэшн.


фото: Peter Richardson  

МИФЫ О ГЛАМУРЕ

Самые распространенные мифы о гламуре:
Цветное изображение
Сексуальность и явный эротизм
Модель – женщина
фотографии  знаменитых  личностей

 На самом деле гламур в черно-белом (монохромном) варианте не менее актуален, нежели в цветном.

 Явный эротизм в гламурных фотографиях -- условие отнюдь  необязательное. Сексуальность – это  всего лишь один из акцентов, способ еще больше привлечь к изображению, обольстить и завоевать внимание зрителя.

 Гламурный мужчина (glamour boy) также возможен, как и гламурная женщина (glamour girl).  Хотя  второй вариант встречается чаще всего.


фото: Алексей Пищикевич

 На начальном этапе, у самых истоков развития жанра, под гламуром негласно подразумевались фотографии  личностей мирового масштаба – шоумены, поп- звезды, актрисы и др. Однако сегодня рамки понятия стали гораздо шире, и гламурная женщина или мужчина – это не только всем известная личность. Главное - чтобы модель отличалась шикарными внешними данными, сексуальностью, и чтобы от нее веяло роскошью.  


фото: Алексей Пищикевич

ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ СНЯТЬ ГЛАМУРНУЮ ФОТОГРАФИЮ?
                                                   
фотография сделанная в стиле "гламур"  должна быть идеальной - пересвет, недосвет, прикрытые глаза и другие, даже очень мелкие, огрехи уничтожают понятие  "гламур" подчистую.
Глеб Кутуков

 Для съемки гламура требуется:
 Профессиональный фотограф.
 Дорогая аппаратура.
 Опытная модель.
 Визажист и Стилист.
 Удачная композиция.
 Хорошо подобранные аксессуары.
 Интригующий фон или место съемки.

Гламур на любительском уровне не возможен!  Это касается как профессиональных навыков фотографа, так и его аппаратуры (обычной мыльницей гламур не снимешь).
Гламурный фотограф должен уметь правильно  выставлять свет и знать особенности цветной и ч/б съемки, а это требует практики. Поэтому прежде, чем переходить к гламуру,  желательно  потренироваться в съемке  обычных портретов. Кроме того, важным критерием является умение работать с моделью и  хороший вкус. Последнее время в продаже появились специальные издания для фотографов и моделей, где приводятся шаблоны различных поз, их психологические характеристики, а также способы скрыть некоторые недостатки фигуры или подчеркнуть достоинства. Такое практическое пособие желательно сделать настольной книгой.
Один из критериев гламурной фотографии – это  беспрекословное  качество изображения, что достижимо только с помощью хорошей камеры и оптики. В идеале, конечно, среднеформатная аппаратура, так как она дает более высокое качество изображения и, что важно, позволяет лучше передать пластику светотонального рисунка человеческого тела. Но при грамотном подходе необходимого качества можно  добиться и 35-мм камерой, а если речь идет о цифровой технике, то желательно разрешение не менее 6-8 мегапикселей. 


Гламурная девушка всех  очаровывает и пленит.   Она  блистательна, роскошна и соблазнительна, в ней есть загадочность и шарм.  Чтобы добиться такого эффекта, нужно обладать как отличными физическими, так и артистическими данными. Поэтому очень важно, чтобы у модели  была пропорциональная и гармоничная фигура, хорошая, без  явных дефектов кожа, привлекательные черты лица. К необходимым личным качествам относится умение  раскрепоститься, способность понять фотографа, умение передавать различные эмоции и внутренние состояния. Визажист и стилист помогут добавить мельчайшие штрихи к образу.

Изо дня в день, из года в год понятия  красоты и шика  претерпевают  изменения. Фотограф, как никто другой, должен чувствовать малейшие трансформации, запечатлевая их в ярком глянце фотоизображения.

Ссылка на статью: http://digicam.ru/articles/STech/20060407142421STech.html
Анна Лемеш
www.digicam.ru

<Обсудим на форуме>
Компьютерное искусство
тернистый путь нового жанра

"Digital Camera Photo & Video" - № 39 (апрель 2006)
В споре о месте и соотношении цифровых технологий в фотографии можно сказать следующее, что дело здесь вовсе не в изобразительном языке фотографии или любого другого вида искусства. Это проблема находится в сфере психологии, где сознание человека противится всему новому и  инстинкт самосохранения не принимает эволюционного процесса. Проблема же качества изобразительного языка находится (во всяком случае, должна находится) за границей этой полемики, потому что лежит в другой плоскости.
А. Павлюць





Марк Назароф "Ссора"
Компьютерное искусство явление как бы незаконное в «чистой фотографии» и ей чуждое. Многими – и теоретиками, и практиками –  фотография, которая подверглась изменениям   в компьютерных графических программах, либо воспринимается скептически, либо вообще изгоняется из числа светописных жанров.  И это хороший знак… Так уж сложилось с самого начала, что каждый этап в развитии фотоискусства собирает вокруг себя множество воинствующих противников. Вспомним, с каким трудом светопись  пробиралась в ряды изобразительных искусств и каким  бурным противостоянием  сопровождался этот процесс со стороны живописцев и искусствоведов. К примеру, в 1859 году Шарль Бодлер в своей статье «Современная публика и фотография» писал «В эти постыдные времена произвелась на свет новая индустрия, которая ничего не даст, разве что укрепит глупость… Фотографическая индустрия предоставила убежище всем неудавшимся художникам, слишком бездарным или слишком ленивым. Если позволить фотографии заменить собой искусство в каких-то из его функций и посягнуть на область осязаемого и воображаемого, то она вытеснит или испортит все, что сможет, благодаря естественному союзнику,
который она обнаруживает в безмозглости многолюдных толп». Пару десятилетий спустя, когда фотография заняла достойное место среди других видов изобразительных искусств, то войны все равно не прекратились, но начали возникать уже в рамках самой фотографии, и касались в основном каких-либо подвижек в технике получения изображения. Так, сопротивление сопутствовало переходу от мокрой печати к минилабам,от механического замера экспозиции к автоматическому, от пленочной фотографии к цифровой и пр. Теперь же под «прицелом» находится фотография, которая прошла через AdobePhotoshop. Заявление о том, что использование photoshop в фотографии - это нечестно, встречается часто, и звучит как упрек. Но кажется, что этим спорам уже положен конец, так как «воинствующие стороны» нашли компромисс, объявив рождение нового фотографического жанра «компьютерное искусство». Мы являемся свидетелями этого рождения и на удивление быстрого развития … «Узаконивание» нового жанра открывает по истине широчайшие возможности, так как позволяет фотографам смело заявить о себе и своем творчестве.

В «Викпедии – свободной энциклопедии» Компьютерное искусство (цифровое искусство) трактуется как творческая деятельность, основанная на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются художественные произведения.

НО!

Компьютерное искусство понятие довольно широкое и применимо не только к фотографии. Под его определение вписывается и цифровая живопись ( рисунок создается от начала до конца на компьютере), и демоцена, pixel art, гипертекстовая литература и др. Поэтому само сомой разумеется, что компьютерное искусство как жанр фотографии – это только то изображение, которое создано на основе фотографии, либо с ее применением.

Viesturs LINKS (Виестурс ЛИНКС)
Adobe photoshop – олицетворение фантазий

Одной из самых популярных программ по редактированию и преобразованию фотографий, является Adobe Photoshop, а также Corel Photopaint. Стандартом в области обработки изображений является Adobe Photoshop. Эта программа содержит большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета — дело секунд, выбор нужной кисти/инструмента — также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем, и еще большой список возможностей и преимуществ — все это делает работу профессионального фотографа в несколько раз быстрее при том же качестве. Adobe Photoshop позволяет не только корректировать фотоизображение, но и создавать всевозможные эффекты, благодаря множеству специальных фильтров и дополнительных * плагинов, которые позволяют обычное изображение выполнить практически в любом художественном стиле.

Однако относительная простота этого графического редактора довольно иллюзорна, так как настоящие чудеса способны происходить только в умелых и знающих руках. Photoshop – это тоже самое, что мольберт и кисть – в руках художника рождаются  шедевры, а дилетанта – бездарные картинки. Поэтому  для того, чтобы хорошо «рисовать» на компьютере, необходимо обладать художественным видением, а также чувством  вкуса и меры. А самое главное -  знать с какой целью вы прибегаете к этой  программе.



*Плагины – маленькие программы, которые вызываются внутри другой программы. Это может быть фильтр, который искажает или каким-то образом видоизменяет изображение.

 
Особенности жанра

Компьютерное искусство жанр хоть и совсем молодой, но определенные критерии и ограничения уже можно очертить. Основной вопрос заключается в том, как определить грань, где заканчивается чистая фотография и начинается компьютерное искусство, а так же то, как отличить компьютерное искусство от дизайна.

К.И & *чистая фотография


*Под чистой фотографией привычно понимать изображение, полученное полностью ручным способом: от проявки пленки до печати фотографий, однако здесь и далее будем подразумевать любое фотоизоборажение, которое не подверглось каким-либо изменениям в компьютерных программах.

Касательного первого аспекта важно различить степень цифровой обработки фотоизображения и определить чего больше: «фотографии» или компьютерной обработки. Если доминантой остается фотография, а компьютер лишь средство для доработки каких-либо технических несовершенств, то мы имеем дело с чистой фотографией, если же компьютерные манипуляции преобладают над изначальным фотообразом, то это уже компьютерное искусство.

Можно выделить 3 уровня компьютерной обработки:
1. Легкая ретушь, корректировка цвета, яркости и контраста в Adobe Photoshop.
2. Изменение колорита изображения, тонирование отдельных частей, наложение фактур.
3. Преобразование форм, размеров, пропорций изображаемых объектов, клонирование (удвоение, утроение), всевозможные коллажи, дорисовывание деталей и др.


Первый уровень обработки фотографии является обязательным минимумом профессионального фотографа, поэтому подкорректированное изображение К.И. еще не является. В этом случае Photoshop заменяет то, что раньше фотографы делали вручную, и на что уходило много времени. Та же ретушь, к примеру, существует практически с первых дней появления светописи, но теперь на нее уходит гораздо меньше сил. А в 19 веке для получения идеального изображения в фотоателье работали специальные ретушеры-художники, кропотливый труд которых зачастую оценивался даже выше, чем работа самого фотографа.

Пожалуй, новый жанр начинается со 2-ой и «расцветает» на 3-ей степени цифровой обработки.

фото автора

К.И & Дизайн


Елена Черненко
"По другую сторону реальности"
Определить грань между компьютерным искусством и дизайном не так просто как кажется. Дело в том, что здесь граница различия пролегает в области идей, целей и задач. Дизайн от искусства отличается только прикладным своим аспектом. Искусство САМОЦЕННО и САМОДОСТАТОЧНО, и возникает как следствие творческих исканий автора, его самовыражения. Дизайн - это средства искусства, примененные для сугубо конкретной, утилитарной задачи (пр. реклама), изначально не призванной выразить, допустим, мироощущение художника. Т.е. средства те же, но цель принципиально иная (подчиненная). В компьютерном искусстве фотограф, посредством манипуляций с фотографическим материалом, как художник, дорисовывает реальность и, тем самым, достигает реализации своей идеи. Фотографические образы трактуются как кирпичики для создания своей модели мира.

Отличным наглядным примером того, как компьютерное искусство помогает передать свое видение и мировосприятие, является творчество Елены Черненко и Алексея Павлюца
Своим пластическим повествованием Елена отсылает зрительское воображение в мифическое прошлое, где нет границ между реальностью и ирреальностью; миром богов, людей и растений. Как и в древних мифах, ее фотографии-истории рассказывают о существах, с которыми постоянно происходят какие-то перевоплощения. Так на фотографии «по другую сторону реальности», зритель наблюдает процесс превращения спящей девушки и рядом стоящего будильника в…. растения - и то, и другое пустило корни…

Елена Черненко

Алексей Павлюць
серия «Из жизни ангелов»
Алексей Павлюць посредством компьютерное искусство поднимает тему, которая будоражит воображение художников и поэтов уже не одно столетие, и которая обыграна в искусстве в самых разнообразных вариациях. Надежда Короткина о его творчестве: «В лучших работах своего нового цикла "Из жизни ангелов" Алексей Павлюць затронул нечто весьма существенное для человека, живущего в современном мире. Бестелесные, полупрозрачные видения, возникающие в жесткой урбанистической среде, крылатые скульптурные изваяния незримо взаимодействуют в некой мистической цикличности жизни, где одно легко перетекает в другое, и сиюминутное становится вечным. В подчеркнутой интуитивности и бережном, неисчерпывающем эротизме этого цикла есть что-то энтомологическое: так бабочки попадают в сети, шурша своими ангельскими крыльями...»

Алексей Павлюць
серия «Из жизни ангелов»

Алексей Павлюць
серия «Из жизни ангелов»

Можно предположить, что компьютерное искусство возникло из-за нетерпения фотографов, не могущих найти в реальности желаемые взаимосвязи разнопространственых предметов. И предтечей этого нового жанра можно считать фотомонтаж (особая популярность в 20-ые г.г. ХХвека), где авторы посредством склейки различных фотографий ( либо отдельных фрагментов), получали новое, желаемое изображение. Снимок «чистой» фотографии показывает зрителю предметы, которые находятся в определенных взаимоотношениях между собой и их окружающей средой. Фотограф композиционно выстраивает свой кадр, то есть создает в нем пространство, созвучное его авторским представлениям о мире, однако пространство это имеет свой прообраз в действительности. С помощью же компьютерных программ фотохудожник в буквальном смысле творит изображаемое пространство. В «чистой» фотографии оно образовано предметами и их соотношениями, увиденными фотографом в реальном мире. Компьютерное искусство же возникает не из реальности, а из фотографий, и его пространство - в том виде, в каком оно предстает перед зрителем, - не существует в действительном мире. Оно существует в фантазии самого фотографа.


Viesturs LINKS (Виестурс ЛИНКС)
Появление нового жанра в фотографии, связанное с активным развитием цифровых технологий, расширило возможности фотографов. Компьютерное искусство позволяет авторам оторваться от подлинной, объективной реальности. Точная фиксация этой реальности всегда считалась главным достоинством фотографии. Порывая же с одной реальностью, приверженцы нового жанра устремляются на завоевание реальности другой – воображаемой, существующей в фантазиях и видениях. Компьютерное искусство – это своего рода компромисс фотографии и живописи, адаптация образов накопленных мировой культурой. В тоже время, не смотря на многие исторические предпосылки, Компьютерное искусство – явление абсолютно новое, причем с каждым днем принимающее все большие масштабы.

Анна Лемеш
www.digicam.ru

<Обсудим на форуме>