ФОТОКОНКУРС |
||
СТАТЬИ НИКОЛАЯ
ПАЩЕНКО |
||
Фотографирование со вспышкой Будапешт LIVE. Заметки о городском фоторепортаже |
Будапешт по праву считается одним из самых красивых городов мира. И это не удивительно, город с более чем тысячелетней историей, разнообразной архитектурой, величественным Дунаем, и, пожалуй, главной достопримечательностью Венгрии - утонченным гостеприимством, стал настоящим центром европейского туризма. Так, или примерно так начиналась бы статья в рекламной статье для обыкновенных туристов, желающих посетить географический центр Европы. Но, поскольку этот журнал посвящен фотографии, попробуем совершить виртуальную фото экскурсию, посмотреть достопримечательности, и, заодно, поговорить о приемах, используемых при городской фотосъемке. *Лучшее время для фотографирования - раннее утро и вечер. Днем солнце обычно светит очень сильно, что дает на снимках резкие тени. Еще лучше выбрать пасмурную погоду. Памятники и скульптуры обязательный предмет для фотографирования в любом городе, где только они есть.
В Будапеште просто огромное количество памятников и все туристы их усердно стараются запечатлеть.
Можно щелкнуть некую фотогеничную достопримечательность, как на снимке справа.
Можно и не щелкать, а купить открытку в ларьке для туристов. Такие сюжеты и ракурсы давно сняты и не один раз. Мне кажется, фото слева, с человечком интереснее, виден масштаб архитектурной достопримечательности, да и смотрится как-то живее и интереснее. Тем более, он не подозревает, что мы снимаем не только орлов у известного в Будапеште моста. Стоит попытаться найти необыкновенный монумент, скрытый от глаз туристов в тех местах, куда нет организованных экскурсий.
Все-таки, скульптуры смотрятся интересней в гуще происходящих вокруг них событий. Создается некий контраст между оторванным от реального течения времени монументом и людьми, живущими повседневной жизнью. *Это в никакой мере не относится к карточкам типа "Я и Маша на фоне…" Для того, чтобы избежать подобного результата, надо определиться: что именно мы снимаем? Портрет или достопримечательность? Если выбран компромисс, то в большинстве случаев получается совсем маленькая Маша на фоне не поместившегося в кадр размытого памятника. Такой снимок, несомненно, представляет определённый интерес, но только для очень узкого круга людей. Скорее всего, будет оценена именно героиня фотосессии, а не окружающее её величие.
Не меньшей, а, пожалуй, даже большей достопримечательностью города являются мосты.
Здесь, используя технику "скрытой камеры", мы сняли не просто вид, а сценку у перекрестка. *Все фото, представленные в этой статье снимались из движущегося автомобиля. Огромная благодарность профессиональному фотогиду М.Е., который регулярно нарушал правила уличного движения.Чтобы познакомиться с обычными фотографиями открыточного типа, полезно перед фотосессией просмотреть путеводители и рекламные буклеты. Всегда стоит попробовать найти свой, новый ракурс достопримечательности. * Съёмка архитектурных ансамблей -- занятие для профессионалов. Для этого используются специальные шихт объективы, позволяющие свести на нет оптические искажения, возникающие при съёмке объектов. Обычный объектив, как правило, "заваливает", искажает здания. Вот снимок, сделанный с необычной точки съемки, проезжей
части набережной. Цепной мост, первый, как гласит легенда, стационарный
мост, соединивший Буду и Пешт. Легенда имеет грустный конец, так как
главный архитектор кончает жизнь самоубийством из-за того, что львы,
украшающие парапеты моста оказались без языков. Однако мост стоит, и
по нем колесит даже старенький Трабант, свидетель совсем другой эпохи
новейшей истории.
*Снимок сделан. Он уже часть истории. Через лет пять-десять даже жители Венгрии не поверят Вам, что по этому мосту в 2005 году ездили Трабанты. Если продолжать тему съемки достопримечательностей, следующая по фотогеничности, конечно, архитетурная графика зданий города.
Когда фотогид обращает внимание на историческое, огромное здание огромное здание купален Рац на другой стороне Дуная, построеных еще турками во времена Великой Османской империи, можно умудрится снять такую картинку, полную важных, исторических деталей.
*Детали на самом деле важны. Небольшие предметы, характеризующие место и время сьемки - стоит постараться включить их в снимок - придают фотографии достоверность и оттенок документальности - адресные таблички, дорожные знаки, часы, вывески, марки автомобилей, флаги, реклама
*Глубоко не правы те, имхо, кто при сьемке репортажа пытается разделить целостный имидж города на запчасти. Совершенно нет смысла, снимая местную достопримечательность в виде зеленой телефонной будки, ждать, когда не будет прохожих.
Типичная улица ценра Пешта (левобережной части Будапешта) с пересекающим снимок по диагонали вантом моста.
Мосты, памятники, река... Как мы уже договорились это все не интересно и можно посмотреть на открытках. Другое дело, если зафиксировать некоторое событие из повседневной жизни.
Обязательная часть городской сьемки - архитектурные обьекты.
Наружный вид пабов тоже создает архитектурный рисунок города.
Архитектурные детали - колонны, например,снятые с необычной точки съемки иногда могут показаться интересными. *Точка съемки - это та позиция, на которой находился фотограф. А ракурс он выбирает, смотря на мир через объектив фотоаппарата.
Городская фотография просто не мыслима без сюжетов, представляющих живой ритм города - людей, в их повседневном окружении и занятых обычными делами. Здесь придется применять скорее репортажную технику съемки скрытой камерой. *Споры об этичности "съемки скрытой камерой" в самом разгаре, что ничуть не мешает по всему миру проводить выставки, иногда полностью состоящие из снятых таким способом фотографий.При такой съемке многие фотографы пользуются простым правилом - не снимать то, на что будет противно смотреть самому.
Газетный киоск и покупатель - простой, но вместе с тем интересный, подкупающий правдивостью сюжет.
На перекрестке нам пришлось немного притормозить, чтобы запечатлеть типичную уличную сценку Герои фотосессии отнюдь не позируют, они совершают некоторое дествие, это уже не просто фигурка для показа размера памятника а главный герой фото. Для успешной сьемки рекомендуется установить фотоаппарат на режим сьемки "спорт" и выбрать значение чувствительности пленки ISO от 400 и выше.
Входные двери (архитектура), название улицы (документальность),надписи
(детали)- но, всеже здесь главную роль играет девушка, выходящая из
ворот типичного дома одного из далеких от туристического центра, районов
Будапешта.
При сьемке репортажных портретов архитектурные детали подчериквают единство времени и действия происходящих событий, дают представление о среде обитания обычного или не обычного горожанина.
Можно попробовать поймать момент дествия, когда архитектура создает римт, а детали придают смысл снимку.
Такова природа человека, что он любит смотреть, что и как делают его собратья. Составляющие снимка - люди, действие, архитектура, документальное подтверждение.
Люди, занятые конкретным делом обычно не обращают внимания на окружающих. Но даже, если они и заметят фотографа, хорошим средством понять друг друга является улыбка. В этом репортажном портрете архитектурные подробности уходят на второй план, но отметим, что они все таки остались. На снимке ясно читается, что это улица большого города. При сьемке "скрытой камерой" большая редкость - случай, когда не нужно прятаться от портретируемого, чтобы застать его за любимым занятием.
Фото сделано в конце пешеходной туристической зоны, район
улицы Ваци, в 10 часов утра. Интересные моменты можно поймать на обычных остановках
общественного транспорта. Например, в ожидании автобуса каждый
пытается скоротать время по своему.
Во время съемки этого сюжета мы стояли в "пробке", перед перекрестком, поэтому было время следить за развитием событий. Но, как всегда, в самый интересный момент, когда главный герой все-таки вытащил банку с пивом из пакета, на светофоре зажегся зеленый. Они знали, что мы их рано или поздно сфотографируем.
Они точно знали, что попадут в кадр, так как до этого мы минут 20 сидели в машине в одном из почти хрущевских двориков окраины Будапешта просто метрах в 10 от буфета. "Перематывали пленки", меняли подсевшие аккумуляторы, пару раз я выходил из машины, чтобы открыто и по договоренности, снять детей с собачкой. В общем, стопроцентный "засвет". Обычно, в таких случаях, стоит просто отказаться от идеи сфотографировать сценку. Или попробовать снять отражение происходящего в зеркале. Перед выездной фотосессией - протирайте не только стекла, но и зеркала заднего вида. *Если у вас появилась идея сфотографировать чужих детей, обязательно спросите разрешение их родителей. Животные, снятые в качестве героев повседневной жизни города, отличный объект для съемок.
Когда мы с фотогидом более внимательно рассмотрели фото, оказалось, что собака, скорее всего, ждет хозяина, который в этот момент заносит пробы анализов в непонятную, для иностранных туристов и большинства местных жителей, лабораторию. Очень важные части реальной жизни города - транспортные средства. Если посмотреть на представленные выше фото, почти на каждом они есть. Главным героем уличной сценки может стать даже трамвай.
День выдался достаточно пасмурный, и, около семи вечера освещения для сьемки в режиме "спорт" стало явно не хватать. Можно было еще поэкспериментировать, но карточки памяти были заполнены полностью, а на счетчике километров машины фотогида, пройденых за день, гордо красовалась цифра 280. Вечерняя и ночная фотосьемка вгороде еще интереснее, надеюсь, обсудим это в следующей заметке. *Если вы снимаете цифровым аппаратом стоит найти фотомагазин или лабораторию, в которых отснятые файлы сразу записывают на компакт диски. Внешне такой сервис может выглядеть как автомат для газировки с надписью FOTO, в котором есть устройство для считывания различных типов карт. Если внутри автомата есть место для сидения или некое подобие монитора, здесь можно сделать пару веселых автопортретов или фото на паспорт. Люди, архитектурные линии, транспорт, реклама, детали - основные элементы городского репортажа - переплетаясь во времени и пространстве, создают живую, реальную картинку из жизни города. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слово фотография расшифровывается как рисование
светом. В физическом смысле это фиксирование отраженного, от того ли
иного объекта, света. Еще со времен изобретения первых фотографических
аппаратов из-за низкой чувствительности фотоматериалов снимающим очень
не хватало именно яркого, насыщенного света. Время экспозиции, выдержки
составляло минуты. Пащенко Николай |