Еще совсем недавно цифровые фотоаппараты
вообще были не доступны в силу своей стоимости. На сегодняшний день
фирмы производители предлагают очень большой выбор фототехники. От простых
и дешевых компактов до профессиональных камер с набором дополнительных
объективов и вспышек. Однако цены на последние пока еще достаточно высоки.
И не каждый может позволить себе приобрести комплект в пределах 2000$.
Так что же, отказаться от макросъемки,
копить деньги, или использовать компакт, или как их еще называют - цифромыльницу?
Я пошел вторым путем.
За счет маленькой матрицы они обладают большой глубиной резкости. Однако,
большая ГРИП бывает даже излишней и становится проблемой отделить объект
от фона. Но, это без использования дополнительных приспособлений. Ещё
один недостаток, вытекающий из малого фокусного расстояния объектива
— маленькое расстояние от объектива до объекта съемки. Гораздо
проще приблизиться к насекомому на 25-30 см, чем на 5-10 см. Об
этом упоминается во многих статьях. Но, мне удавалось наладить контакт
с букашками до такой степени, что я гладил крылья бабочек и стрекоз!
Такое взаимопонимание отмечают очень многие макрофотографы.
Здесь очень важно не торопиться и не делать резких движений. Бабочку
легче сфотографировать, чем поймать! (Видимо исходят от ловца и фотографа
различные волны : ) ).
Все, что я мог себе позволить в 2003 году- это OLYMPUS C-740 UZ.
В режиме макро
и супермакро аппарат все равно не давал тех результатов, которые
мне хотелось бы. Сначала снимал с дополнительным объективом «Индустар-23».
Он давал вполне приличные результаты по увеличению, но очень маленькую
глубину резкости. Да и держать его приходилось рукой перед объективом
аппарата через нейтральный фильтр во избежании повреждения штатного
объектива. Хотя, можно сделать переходник для крепления дополнительного
объектива на штатный. (Справедливости ради, нужно сказать, что
иногда еще пользуюсь им для съемки портретов букашек).
Главная задача, которую нужно решить при использовании компакта-
это свет! Встроенная вспышка расположена так, что свет от нее
в режиме макро проходит выше объекта (а в режиме супермакро она
вообще не работает!). Отсутствие на камере башмака
для дополнительной вспышки осложняет задачу постановки света.
Следовательно нужно изменить направление света от встроенной вспышки.
И сделать это можно с помощью отражателей. Вспышка - это как змеиный
яд. Может вылечить, а может и убить! Прямой, жесткий свет совершенно
не пригоден для съемки мелких объектов, особенно блестящих жуков.
Получаются пересветы и резкие переходы границ света и тени.
Мне попадался один любопытный совет: взять хозяйственный пакет
молочного цвета из целлофана, прорезать в нем отверстие по диаметру
объектива и положив камеру в пакет выставить наружу объектив.
Все, рассеиватель готов. Можно просто прикрыть вспышку папиросной
бумагой или купюрой. Но это рассеиватели, а нужно еще направить
свет на объект. Попадались мне снимки, выполненные только с фирменной
кольцевой вспышкой. Вроде бы все нормально, но объекты получаются
плоскими, отсутствует объем. Поэтому и используют к кольцевой
вспышке еще одну. И весь этот комплект вместе с макрообъективом
получается довольно увесисистым. |
Позже мой друг
подарил мне линзу в оправе от видеокамеры наблюдения. Сделав первые
пробы, я убедился, что она мне подходит, правда с оговорками.
Диаметр линзы – 60 мм, а с оправой – 80 мм. Одевая ее на объектив
работа со вспышкой исключалась, так как оправа закрывала путь
света от вспышки к объекту. Нужно было менять направление света.
Первое, что я сделал- это накрыл аппарат с линзой листом белой
бумаги. Результат мне понравился и я решил сделать тоже самое,
но пойти дальше. Сначала я «задиафрагмировал» линзу до 45 мм,
по диаметру объектива аппарата, исключив тем самым по возможности
краевые искажения линзы. |
|
|
|
Для крепления «стоек» отражателей
сделал кольцо по диаметру оправы и приклеил «стойки» по 30 мм. |
Чтобы конструкцию можно было носить в сумке,
решил сделать ее разборной, для чего вклеил в верхнюю часть стоек
2 винта. Сам отражатель вырезал из картона и обклеил пластиком от
папки для бумаг. Внутреннюю сторону- белой бумагой. Сначала пробовал
фольгой, но она давала очень жесткий свет. Бумага дала мягкий, рассеянный
свет. |
В сборе получилась
вот такая конструкция: |
Чтобы кольцо отражателя не соскальзывало с
оправы, я сделал фиксаторы в виде уголков на краях кольца. |
Теперь убийственный прямой свет от
вспышки исключен. На объект он попадает отраженным. Практически
получается полукольцевая вспышка. Пользуюсь и рассеивателем на вспышку,
который изготовил из двух слоев папиросной бумаги. Сделал кожух,
который одевается на вспышку, а рассеиватели можно менять |
От 1 до 4 слоев бумаги. Пользуюсь им иногда, когда нужно
подсветить объект, который снимаю на фоне светлого неба. Если,
конечно не хочу получить снимок в контровом свете. |
Собирается конструкция очень быстро, привинтив
2 гайки на винты стоек. |
Общий
вид приставки с разных сторон: |
|
|
|
|
Вся конструкция просто одевается на
объектив. Делается это очень быстро и также быстро снимается. А
это бывает очень важно во время съемки. Меняя объектив на зеркалке
в полевых условиях, есть неприятная возможность попадания пыли на
матрицу аппарата. И нужно быть предельно аккуратным.
Ниже приведены тестовые снимки сделанные с приставкой и без нее.
Снимки не обработаны. Только уменьшение размеров с 2048х1536 до
400х300 и сжатие для уменьшения объема.
Объект съемки- фигурка из Киндер Сюрприза, высота 25
мм., блестящая (очень многие букашки имеют глянцевое покрытие).
Съемка при естественном освещении в комнате.
Нормальная экспозиция:
Выдержка- 1/6
Диафрагма- 3,2 |
БЕЗ МАКРОПРИСТАВКИ
№ |
|
|
1 |
AUTO без вспышки |
ZOOM - W расстояние - 15 см
до объекта
|
2 |
AUTOсо вспышкой |
ZOOM-W расстояние - 15 см до
объекта
|
3 |
AUTO со вспышкой |
ZOOM - максимально возможный
расстояние-15 см до объекта
|
4 |
Ручной режим
Выдержка 1/200
диафрагма - 8 со вспышкой |
ZOOM - максимально возможный
расстояние-15 см до объекта
|
5 |
Ручной режим
Выдержка 1/200
диафрагма - 8 со вспышкой |
ZOOM - W расстояние - 3 см
до объекта
|
С МАКРОПРИСТАВКОЙ
№ |
|
|
1 |
Ручной режим
Выдержка 1/200
диафрагма- 8 со вспышкой |
ZOOM - W расстояние - 3 см
до объекта
|
2 |
Ручной режим
Выдержка 1/200
диафрагма- 8 со вспышкой |
ZOOM - середина между W-T
расстояние - 3 см до объекта
|
3 |
Ручной режим
Выдержка 1/200
диафрагма- 8 со вспышкой |
ZOOM - T
расстояние - 13 см до объекта
|
4 |
Ручной режим
Выдержка 1/1000
диафрагма- 8 со вспышкой |
ZOOM - T
расстояние - 13 см до объекта
|
5 |
Ручной режим
Выдержка 1/1000
диафрагма- 8 со вспышкой |
Снимок зайчика в охотничьем
режиме.
ZOOM - середина между W-T
|
Подвижность объектов макросъемки требует
максимально коротких выдержек и максимально закрытой диафрагмы. К сожалению
на моем аппарате диафрагма 8 - это максимум, но обхожусь и такой. Выдержку
ставлю в пределах от 1/100 и до максимальной 1/1000. Как видно на последнем
снимке - возможно и такое. В этом случае движение букашки можно заморозить
и снимки не будут смазанными. Правда при съемке объектов в полете, для
получения движения объекта, выдержка должна быть порядка 1/200 иначе
объект получается именно замороженным и нет ощущения движения. Еще одна
проблема - фон. При использовании коротких выдержек и максимально прикрытой
диафрагме, света вспышки не хватает для освещения фона. Иногда это делаю
специально, чтобы отделить объект от пестрого фона, на котором он почти
не заметен. Если же хочется получить какой-то цветной фон, то просто
подставляю за объектом лист, ветку, цветок. И это не является искусственной
подставой, т.к. растение берется тут же, около объекта съемки. И главное-
делайте побольше дублей с различной экспозицией и ракурсом. Не зажимайте
себя в правилах съемки! Лучше потратить всю флешку на 2-3 объекта, чем
наснимать сотню не интересных снимков.
Конечно, снимки перед публикацией
нужно обработать. Но это делается со снимками, выполненными и на дорогих
зеркальных камерах.
Я вовсе не агитирую применять для съемки макро бюджетные компакты, хорошая
техника дает впечатляющие результаты. Но отработать приемы и способы
фотоохоты можно и на них.
А когда появится хорошая, профессиональная техника, вот уж тогда...
П. Корзунович (PaKor)
( http://pakor.fotopage.ru/main
)
декабрь 2005.
<Обсудим
на форуме> |